Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная карусель»

Учитель - дефектолог Гусева Елена Александровна.
Учитель - дефектолог
Гусева Елена Александровна

Дополнительная программа фольклорного кружка «Музыкальная карусель» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста,

приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально- сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений.

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где он играет, его воспитатели, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому я решила максимально обогатить впечатления детей, их эмоциональное восприятие. Для меня эта тема актуальна еще потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы ни захватила веселая русская пляска. В нас это заложено генетически – и колыбельные про серого волчка, и потешки «ехали-ехали». Все это нам пели и рассказывали наши бабушки и мамы, а им – их бабушки и мамы. Поэтому каждый из нас – частичка того большого, что называется «русский народ». И свою основную задачу я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, промыслами, привить им любовь к русской культуре и традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям. Выбранный мною путь развития малышей через народный фольклор, направлен на развитие гражданских чувств, формирования творческих способностей. Духовная жизнь ребенка полноценна, если он живет в мире сказки, музыки, игры, танца. Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству, а также с целью развития у детей музыкальных и творческих способностей была организована работа фольклорного кружка «Музыкальная карусель»

Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течении двух лет изучать и воспроизводить обряды, праздники, обычаи и

соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.

Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в кружке и ДОУ.

Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.

Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы образовательного процесса и процесса

«проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Программа модифицированная, составлена на основе программы М.В. Хазовой «Горенка» и Е.Г.Борониной «Оберег»

Дополнительная программа рассчитана на 3 года обучения.

Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. В программе учтены все современные подходы дошкольного образования , что в полной мере соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам дошкольного образования, устанавливая в качестве основополагающего принципа – интеграцию образовательных областей;

- основывается на концептуальных подходах развития ребенка в процессе                           активной            деятельности, на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;

      • ориентирована на общечеловеческие и российские культурные традиции;
      • предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей;

- учебный материал, формы организации образовательного процесса, рекомендуемые виды деятельности не только полностью отвечают

поставленным целям и задачам, но и обеспечивают результативность их реализации.

Реализация программы осуществляется через регламентированную (занятия, праздники) деятельность.

Дошкольное образование по реализации программы ведется на русском языке.

Программа является « открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Программа занятий

Задачи :

Образовательные:

  1. Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
  2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  3. Формировать    исполнительские     навыки     в     области     пения, музицирования, движения.

Развивающие:

  1. Развивать кругозор и интерес к народной культуре;
  2. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  4. Развивать   самостоятельность,   инициативу   и   импровизационные способности у детей:
  5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные:

1.Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей. 2.Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.

3.Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie